Share Next Entry
Израиль и народы. Теология совмещения.
bessonov_folk wrote in israel_nations
Традиционно отношения между Израилем и народами рассматривались в контексте двух теология - исключения и замещения. В еврейской традиции доминирует первая теология. Обетования Израилю не относятся к народам мира, только Израиль может общаться с Господом. Наиболее радикальных форм эта теология достигает у Галеви или в "Тании". Напротив, христианство и ислам исповедуют "теологию замещения", считаю, что их собственные общины заместили Израиль и все Божественные обетования относятся к ним. По отношению к другим конфессия они собственно исповедуют ту же "теологию исключения".

Не так давно появилось движений бней-ноах, однако его успехи пока минимальны. Дело в том, что его участники ухитрились применить к себе "теологию исключения" - будучи по своим убеждениям иудеями, они смотрят на себя глазами раввинов, придерживающихся той самой "теологии исключения". Из этого вытекает вопрос - зачем бней Ноах читать Танах, если он не имеет к ним отношению и по некоторые мнениям им его и изучать нельзя? Разумеется, при таком раскладе самое разумное для бней Ноах - принять иудаизм, что наиболее последовательные из них и делают.

Так разве нет выхода из ловушки этих противоречащих теологий? На мой взгляд есть. Это старое различение Израиля по плоти и Израиля по духу. Израиль в узком понимании - еврейский народ и все материальные обетования относятся к еврейскому народу. Израиль по духу - все почитатели Всевышнего и все духовные обетования относятся к ним. Здесь только не нужно повторять ошибку многих конфессий, которые идентифицировали Израиль по духу с членами собственной секты и считали Израиль по плоти уже не нужным. Еврейский народ есть материальный носитель духовной традиции, которая включает в себя представителей многих народов - духовный Израиль. Таким образом, даже грешный еврей "виртуально" принадлежит к духовному Израилю, в то время как народы присоединяются к нему в силу собственных духовных заслуг и достижений. Таким образом, предложенная модель снимает крайности "теологии исключения" и "теологии замещения" в пользу "теологии совмещения". Кстати похожая трактовка Израиля встречалась у кого-то из традиционных еврейский авторов.

  • 1
1
----
только Израиль может общаться с Господом.
========
с Господом могла общаться даже ослица Бильяма, и не просто общаться, а делать это довольно плодотворно.

2
---
Напротив, христианство и ислам исповедуют "теологию замещения", считаю, что их собственные общины заместили Израиль
========

"...и так весь Израиль спасется..." Римлянам 11:26

Высказывание Павла обычно понимают так, что евреи в конце концов примут христианство. Так что все равно "теология исключения".

Христианство состоит из десятков тысяч сект и направлений.
Вариантов понимания у христиан никто не считал, но уж в любом случае он не один единственный.
И это не случайно, а в полном согласии со словом апостола "...Ибо надлежит быть и ересям между вами..." (1Кор.11:19)

Так что не стоит называть "христианством" первую(или не первую) встретившуюся вам интерпретацию, которая показалась вам удобной для позиционирования своей концепции.
Конкретно, эта интерпретация столь же наивна, как и мнение немощных иудеев о том, что все народы "в конце" примут иудаизм.

Edited at 2012-12-06 07:44 pm (UTC)

Я все-таки говорю не о десятках тысяч сект, а о традиционной католической, православной и лютеранской трактовке. В любой религии есть много направлений, но когда нет необходимости касаться в частности, говорят о наиболее авторитетных и распространенных трактовках.

вы говорите совсем не о трактовке в трех крупнейших сектах, которые разумеется не единомысленны в этом вопросе, и даже не о трактовке одной из них, а об очень наивном представлении, которое гораздо больше говорит о том, кто его разделяет, чем о "христианстве" какого-то толка.

Я говорю о традиционном ортодоксальном представлении. Можно конечно считать его "очень наивным", но это уже другой вопрос. Например, у Иоанна Дамаскина: " Тогда будут посланы Енох и Илия, чтобы обратить сердца отцов к детям, то есть синагогу - к проповеди апостольской" (Точное изложение православной веры). То же самое находим у Адсо из Монтье-эн-дера: "Эти два великие пророка и учителя [Енох и Илия] привлекут сыновей Израиля, из которых часть избранных обратится в то время к вере, и они сделают их веру неколебимой пред лицом столь большого несчастья".

То, что во времена Машиаха придет Элияху знает любой местечковый дурачок, и то, что для И.Д. это тоже не секрет - должно, конечно радовать. С Ханохом же все не так просто, но тут явно не место для соотв. подробностей.
Чисто же христианская новость состоит, очевидно в том, что указанные граждане неба "обратят сердца отцов к детям".
Надо сказать, что "сердца отцов", а конкретней сердце отца Ицхака и так склонялось к Эсаву (неужели именно как к будущему христианину?), в ущерб Иакову, и что, и как из этого вышло Тора рассказывает достаточно подробно и увлекательно.
Но, бОльшую трудность для христиан представляет, разумеется уже случившееся (для них) пришествие Элияху под именем Жана Баптиста. Если смотреть на его деяния чисто исторически, то он не только не склонил сердца отцов в желаемом И.Д. направлении, но и оставил после себя существующую до сего дня секту мандеев, сердца коих весьма ожесточены как против отцов (иудеев), так и против детей (христиан).
Возможно, что такой оборот дела вызывает недоумение и наверху, так что его, конечно могут откомандировать и еще раз для исправления допущенных недостатков. Хотелось бы только взглянуть на источинки, вселявших в И.Д. и прочих подобную уверенность.


Edited at 2012-12-07 05:51 pm (UTC)

  • 1
?

Log in